Технологии 1C-Bitrix

Внедрение коробочного Битрикс24


17 Августа 2018
Коробочная версия Битрикс24

Больше миллиона компаний применяют Битрикс24. Полагаю, там не менее 60% неактивных и тестирующих. Осталось 400 тысяч. Откинем тех, кто полностью доволен облачной версией и не хочет ничего более.


Осталось 20 тысяч клиентов. Это компании, которые купили или готовы купить коробочную версию и вложиться в доработку системы “под себя”.
Это серьезные клиенты. Они ждут хорошей работы. Программные доработки Битрикс24 сложны. Чтобы их выполнять, надо понимать задачи бизнеса, знать структуру системы и уметь решать задачи. Компетентных разработчиков мало. Активных еще меньше.

Рынок перспективен и пуст. Мы развиваем и поддерживаем корпоративные порталы на коробочной версии Битрикс24. Наша “большая наглая волосатая цель” — занять большую долю этого растущего рынка. Важный шаг к этой цели – широкий кругозор и глубокая компетенция в том, как создавать расширения для Битрикс24, сколько эта работа стоит и как ее правильно делать. Цена ошибки – высока. В статье приведен обзор задач расширения функций Битрикс24.

Кто заказчики?


В основном – серьезные производственные или торговые предприятия. Реже – стартапы и творческие компании. Обычно 50-500 “компьютеризованных” сотрудников, а еще “полевой персонал” и производство. Кто ставит задачи по доработке Битрикс24? Есть три варианта: главный по продажам, главный по ИТ, или “тот, кто наводит порядок”. Задачи обычно соответствуют размеру организации и “лидеру проекта”.

Внедрение задач и доработок в Битрикс24

 
Веб-интеграция - это создание крупных информационных веб-систем , глубоко интегрированных в бизнес Заказчика. Это снижение затрат на работу с клиентами, рост продаж и автоматизация процессов. Мы можем решить все задачи веб-интеграции собственными силами. Большинство наших проектов – комплексные, интеграционные.
Наш принцип: приносить пользу бизнесу клиента за счет осмысленного применения веб-технологий. Битрикс24 – одна из ключевых платформ, с помощью которых мы решаем интеграционные задачи.

Чего Заказчики хотят?


Задачи очень разные и мало зависят от сферы, где работает компания. Скорее от “доминирующего процесса”, от того, что в организации нужно улучшить. Профиль будущего проекта можно понять по должности контактера. ИТ-шнику нужен саппорт и автоматизация учета ресурсов, коммерсанту 1С, CRM и звонки, боссу — чтобы компания работала бодрее.

Мы выделили 50 актуальных задач развития коробочной версии, с которыми сталкивались за лето 2016 года. Надо сказать, что спрос меняется, полгода назад задачи были немного другими.
Все задачи мы оцениваем в часах работы специалиста. Обычно это консультант-проектировщик-менеджер и разработчик. Дизайна и верстки в проектах внедрения Битрикс24 почти нет.
Сначала – небольшие задачи, с которых все начинают. Они довольно просты, часто не требуют предварительного исследования и проектирования.

Установка коробочного портала на сервер


Все по инструкции: берем сервер, запускаем на нем веб-окружение или виртуальную машину Битрикс, разворачиваем через restore.php коробочный портал. Это занимает несколько часов. Еще несколько часов занимает донастройка — делегировать домен, настроить внутреннюю или подключить внешнюю почту, “открыть порты”, решить сопутствующие сисадминские проблемы.

Обязательно проверяем что портал работает быстро. Быстро — это около 30 баллов по метрике Битрикса (на жаргоне — попугаев). Можно встретить и 50. Сервер должен работать быстро сразу, потому что при большом числе сотрудников и действий скорость снизится. Объем хранимых файлов на скорость работы влияет мало.

Перенос из облака в коробку


Перенос облачного портала Битрикс24 в коробочную версию выполняется так:

1. Купить коробочную версию
2. Подготовить сервер, развернуть там коробку Б24 (можно пробную версию).
3. Запросить выгрузку из облака в техподдержке Битрикса (занимает 1-2 дня, дни только рабочие). Вы получите обычный для мира 1С-Битрикс “бекап”. От сотен мегабайт до нескольких гигабайт.
4. Развернуть бекап на сервере.
5. Не забыть выключить облачный портал или “уволить” там всех сотрудников. Иначе у вас кто-то обязательно продолжит работать “в старом портале”.

Обучение сотрудников


Как правило, обучение не нужно. Все люди, знакомые с офисными программами и соцсетями, сразу начинают пользоваться.
Достаточно 1-2 выступлений перед коллективом и демонстрации базовых принципов работы в системе. После этого надо разработать и внедрить регламент “на 1 лист” или инструкцию со скриншотами на 7-10.
В крупных и бюрократизированных компаниях могут потребоваться сложные регламенты пользования. Это консалтинг.

Хранение договоров, реестры заявок, журналы


Примечание: не стоит путать эту задачу с Документооборотом (ссылка), он описан дальше.
Если вам нужно хранить шаблоны и сканы договоров, счета, рекламации, вести списки “чего-нибудь” — это решается настройкой Дисков групп, Списками и регламентом.
Программные доработки бывают нужны для улучшения поиска и дополнительного ограничения доступов.

Бизнес-процессы


Бизнес-процессы востребованы, если вам нужно собрать из имеющихся инструментов Б24 цепочку шагов и закрепить ее. Шаги — задачи, сообщения в чате, изменения статусов документов, файлы, списки, контакты и сделки CRM.

Как правило, любой бизнес-процесс, состоящий из стандартных шагов, требует от 10 до 50 часов на реализацию. Типовые трудозатраты — около 20 ч. Важно : на процесс сначала нужно написать техническое задание. Это 2-5 листов описания требований.

Изменять ТЗ куда дешевле и проще чем изменять процесс. Далеко не все, что вы сами считаете бизнес-процессом, может быть реализовано этим инструментом в Битрикс24. Иногда нужна отдельная разработка. Об этом далее.

Пакетная обработка данных в CRM


Редкая, но интересная задача. Она возникает, если при ведении CRM или проектов накоплено много данных, с которыми “что-то не так”. Например, неверно определен источник лида.

Другой пример: информацию о заказчике писали в комментарии к задачам, а не в специальное поле. Или нужно удалить много назначенных встреч. Если в системе накоплено больше нескольких сотен записей с подобными ошибками, их можно обработать программным кодом.

Получение лидов Битрикс24


Все перечисленное можно настроить штатными средствами. Лиды из веб-форм, с сайтов на Битриксе, Открытых линий формируются сами. Интеграция с почтой работает.
В этом случае решение задачи почти бесплатно.

Но иногда нужно организовать получение лидов из какой-то необычной системы (простейший пример — сайт на конструкторе без готовой интеграции). Нужно исследовать источник, определиться с форматом, запрограммировать и протестировать.

Обычные задачи. 50-300 часов программиста


Переходим к задачам следующего уровня — до 300 часов работы. Они направлены на решение ключевых проблем бизнеса. Для каждой такой задачи нужно предварительное исследование и техническое задание.

Миграция данных из другой CRM


В Битрикс24 есть штатный импорт компаний и сделок из csv-формата. Он работает. Для однократной загрузки списка достаточно.

Если вы можете сделать выгрузку нужной структуры из своей системы или адаптировать xl-файл, то далее вся операция занимает 20 минут. Но скорее всего, штатный импорт вас не устроит. Готовых “мастеров миграции” нет, эту задачу нужно решать через исследование и разработку. Оценить можно так: 10-15 часов на каждый сложный тип данных и 2-10 на каждый простой (справочник товаров, например). Сложность будет зависеть от того, насколько ваша структура данных отличается от Битриксовой. Если сопоставить поля напрямую не получится, придется делать преобразования и дополнительные операции. Подобная миграция — всегда исследование и приключение.

Нестандартные отчеты в CRM


Стандартные отчеты, воронки и конструктор Битрикс24 много чего умеют. Но часто нужны нестандартные отчеты, специфическая математика, а иногда и обращение к внешним источникам. Один простой отчет можно сделать часов за 10-20.

Но как правило, заказчики хотят гибкости и универсальности. Как следствие – калибр этих задач очень разный. В 2016 году нам трижды пришлось реализовать подобные системы “нестандартной отчетности”. Трудоемкость составила от 120 до 380 часов. К этой же группе относятся попытки “сделать как в другой CRM”. Чаще всего спрашивают нестандартные воронки продаж по лидам “как в bpm online”: сравнение воронок, триггерные рассылки, расширенные возможности сегментации, геолокацию в CRM.

Огромные задачи. От 300 часов программиста


Решение задач этой группы затрагивает самые основы системы Битрикс24, их крайне трудно совместить с будущими обновлениями, трудоемкость их крайне высока, а точность оценки – низкая. По-хорошему такие задачи должен решать производитель системы, компания 1С-Битрикс, на своем архитектурном уровне. Если этого в планах нет, а заказчику очень нужно – можно делать.

Поэтапный конфигурируемый бизнес-процесс


Часто бизнес-процесс представляет собой последовательность шагов. Фиксированные этапы с определенной длиной. Если процесс всегда одинаковый по структуре, то его (вместе с развилками и условиями) легко сделать на базе конструктора бизнес-процессов. Но иногда в Битрикс24 приходится управлять многошаговыми проектами с переменными сроками, составом этапов, связями. Сначала согласуются планы, затем при исполнении сроки постоянно корректируются. По такому процессу ведется отслеживание “попадаем ли в график”.

Нестандартные настройки, уведомления, логика переноса задач и смены ответственных.
Примеры таких процессов:
* Строительство жилого дома или коммерческого объекта
* Разработка сайта или крупная рекламная кампания
* Открытие филиала или запуск нового магазина
* Многошаговая сделка (например, с недвижимостью)

Требуемые возможности донастройки, отчеты и аналитика требуют чего-то большего, чем конструктор БП Битрикс24. Такие задачи решаются разработкой особого программного модуля для управления специальным типом бизнес-процессов.
?>

напишите нам